Замер освещенности в фотографии

Принцип замера освещенности экспонометром

Экспонометр – это устройство, которое замеряет освещенность в кадре и выражает результат замера в параметрах экспозиции (выдержка, диафрагма, ISO). Эспонометры бывают внешние и встроенные в камеру, они различаются принципом измерения. Более подробно в этом уроке рассмотрим принцип работы с экспонометром встроенным в камеру.

Внешние экспонометры SEKONIC

Экспонометр камеры замеряет тот свет, который отразился от фотографируемых поверхностей и прошёл через объектив. При этом тональность снимка становиться на уровне средне-серого, которому соответствует коэффициент отражения 18%.

Снимая без дополнительной коррекции камеры полностью белую и чёрную поверхности вы получите две серые по тональности фотографии

Чтобы восстановить реальные тона поверхностей в кадре, необходимо либо воспользоваться функцией эспонометрической коррекции, фотографируя в режимах приоритет выдержки, приоритет диафрагмы и в P - режиме, либо при съемке в M - ручном режиме изменить значение любого из параметров съемки.

Интерфейс и горячая клавиша функции эскпонометрической коррекции

Смещение происходит в экспонометрических ступенях (Ev) с шагом в 1/3, т.е. одна ступень поделена на три значения. Экспонометрическая ступень (EV) – это условная величина, характеризующая изменение света в 2 раза. Диапазон коррекции экспозиции в зависимости от модели камеры может отличаться (от +/-2Ev до +/- 5 Ev). Если визуализировать экспонометрическую коррекцию, то уровню белого с деталями будет соответствовать поправка +2 Ev, уроню средне-серого 0 Ev, уровню чёрного с проработкой поправка -2 Ev.

Возможные тональности однородных поверхностей с учётом экспонометрической коррекции

Как только величина коррекции будет соответствовать реальному тону объекта в кадре, на снимке отобразится привычная тональность, белое будет выглядеть белым, чёрное - чёрным.

Величина диафрагмы

Снимая в M - ручном режиме коррекция производится путём смещения значений экспозиции. Изменение экспозиции (выдержки, диафрагмы или светочувствительности) на любые три значения дают смещение на 1 Ev света. Например, отрицательная коррекция -1 Ev, произведённая смещением выдержки с 1/30  до  1/60 (1/30  1/40  1/50  1/60) сделает снимок темнее, или положительная коррекция +1Ev, произведенная смещением диафрагмы с 8 до 5,6 (5,6  6,3  7,1  8) сделает снимок светлее.

Если в кадре есть одновременно светлое и тёмное, то экспонометр усреднит значение замера в сторону доминирующей тональности. Поэтому, снимая сюжеты, в которых преобладают светлые тона, необходимо вводить положительную величину коррекции, а тёмные - отрицательную, чтобы задать реальную тональность снимка и избежать ошибок в замере экспозиции.

На снимке слева использована величина экспонометрической коррекции -1Ev, т.к. на фото преобладает тёмная тональность, а на примере справа величина коррекции равна 0 Ev, снимок получился "пересвеченным"

Зоны замера экспозиции

Для более точного и удобного замера экспозиции камерой можно выбрать разные режимы замера, которые отличаются используемой площадью, к  которой подбирается величина коррекции экспозиции. В разных моделях камер зоны замера и их количество могут отличаться. Условно можно выделить три зоны:

Замер по всей площади кадра (оценочный замер, матричный) является универсальным, все тональности расположенные в кадре усредняются до уровня заданной экспозиционой поправки. Отлично подходит для съемки сюжетов с равномерным освещением и равномерной тональностью. 

 

Замер по центральной части кадра (частичный, центровзвешенный замер) подходит для сюжетов с большим перепадом яркости по краям кадра.

Замер в области центрального датчика фокусировки (точечный) подходит для высококонтрастных сюжетов, с небольшими областями для замера.

Обозначение режимов замера эскпозиции в камерах систем CANON и NIKON

Функция блокировки экспозиции (горячая клавиша * или AEL) полезна, когда высока вероятность ошибки замера, а также в случаи серийной съемки.

При однократном нажатии на кнопку блокировки экспозиции камера фиксирует значения экспозиции на несколько секунд, и сбрасывает их после того, как снимок сделан. После необходимо заново определить область замера и величину поправки. При съемке с зажатой кнопкой блокировки, значения экспозиции будут зафиксированы пока фотограф не отпустит ее.

В кадре модель освещена равномерным светом, нет сильных перепадов яркости, светлый передний план и тёмный дальний. Зона замера по всей площади кадра, величина поправки 0 Ev. 

В кадре модель освещена равномерным светом, по краям кадра тёмные участки фона, центральную часть кадра занимает равномерно освещенный торс модели. Зона замера экспозиции по центральной площади кадра, величина поправки +1 Ev. 

В кадре модель освещена точечно пучком солнечного света, большой перепад яркости между освещением на моделе и освещением на фоне. Точечная зона замера экспозиции по освещенной части лица с коррекцией +1Ev.

Гистограмма изображения

Гистограмма в фотографии — это график статистического распределения элементов цифрового изображения с различной яркостью, в котором по горизонтальной оси представлена яркость, а по вертикали — относительное число пикселей с конкретным значением яркости. Гистограмма используется для визуального контроля полученной тональности снимка и вызывается (клавишей disp/info) либо в режиме просмотра изображений, либо в режиме live view.

Существует заблуждение о том, что график гистограммы не должен выходить за пределы осей, т.к. там находится уровень чёрного и белого без проработки. По факту, смещения графика вправо говорит, что изображение содержит точку белого без деталей (обычно на фотографии это области бликов и открытых источников света). Если график смещён влево, то это означает, что в фотографии есть области черного без деталей (глубокие тени).

 

Равномерное распределение тона внутри графика свидетельствует о том, что камера воспроизвела детализацию всех областей изображения.

На практике, применяя гистограмму, фотограф контролирует тональность будущего снимка. К примеру, если фотография сделана на белом фоне и имеет блики, то тональность снимка будет располагаться в правой части гистограммы, если же всплеск тона приходиться на среднюю часть графика, то это говорит о том, что снимок недоэкспонирован (недосвечен).

 

В случае съёмки на тёмном фоне, всё будет наоборот: тональность снимка распределится в левой части гистограммы, что будет свидетельствовать о наличии темных участков.

 

Ниже на снимках представлены наиболее распространенные вариации форм гистограммы.

©2015-2020  школа art & fashion фотографии «FotoFaq Skool»
ИП  Лёвин Владимир Владимирович 
ИНН 550711319880 
ОГРНИП 319784700002908 

Санкт-Петербург, Россия, 191119
ул. Звенигородская, 9-11, офис 278

fotofaqskool@yandex.ru

  • White Vkontakte Icon
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon